Приветствую всех гостей блога matrixblog.ru. В нынешней статье я решил затронуть тему классификации компьютерных игр, их жанры, виды, и типы. К сожалению, статья вышла слишком большой, а разбить её на части не представилось возможности.
Человек существо игривое. Поэтому не удивительно, что всё, что он создает для облегчения своей жизни, пытается использовать и для своего удовольствия. После того, как человек сделал первые автомобили, появились и первые автомобильные соревнования. Сегодня существует уже соня соревнований или, скорее тысяча, от формулы-1, Дакар до соревнований старых автомобилей. Аналогично было и с компьютерной техникой. Компьютерные игры стали новым явлением нашего времени. Несколько десятилетий назад дети играли куклами и машинками, сегодня же дети играю в компьютерные игры на планшетах, ноутбуках, игровых консолях и компьютерах.
Одним из первых видов компьютерных игр были текстовые игры ("текстовые сообщения"). Игровой мир был описан словами, и даже игрок должен был вводить команды для персонажа с помощью текста. В компьютерных играх этой классификации часто возникали тупиковые ситуации, особенно, у английских игр, из-за неправильно введенного слова для нужной команды. Таким образом, были созданы текстовые игры, которые позволяли показать игроку словарь всех доступных слов, и для каждой ситуации предлагались команды, которые актуальны в данный момент. Основным преимуществом этих жанров компьютерных игр была аппаратная простота - с точки зрения видео-памяти (всё проходило в текстовом режиме) и производительности процессора.
Ещё одним типом классификации компьютерных игр были логические, которые тоже не были требовательны к аппаратным ресурсам. В них игрок всегда получает некоторый вопрос, на который надо дать ответ. По сути, тут имелся выбор, и надо было лишь включить логическое мышление для выбора плавильного ответа.
История компьютерных игр
Отследить корни начала истории компьютерных игр не сложно, но возникает один вопрос – что на самом деле представляет собой компьютерная игра?
Понятие "компьютерная игра" является уже немного более универсальным. Если определять её как компьютерный код с наличием сюжета и компьютерной графики, то мы переносимся куда-то в 1960-е года. Если, конечно, дисплей заменить любым электронным изображением объекта, то мы можем перенестись ещё глубже в прошлое – почти на двадцать лет.
Но есть еще одна проблема – практически все следующие "игры" не были созданы в первую очередь для развлечения, но служили в качестве технологической демонстрации. История компьютерных игр, которые предназначались исключительно для игрового процесса, началась только в конце шестидесятых годов.
1940 – 1948 – Cathode Ray Tube Amusement Device (Ракетный симулятор)
Если закрыть глаза на определение компьютерных жанров игр, то Cathode Ray Tube Amusement Device (далее CRTAD ) является первой задокументированной видеоигрой в истории компьютерных игр. В основе лежит дисплей радара времен Второй мировой войны. Игрок, с помощью кнопок, управляет траекторией светящегося луча и целью программы является мишень на экране, которую надо поразить.
CRTAD разработали физики Томас Т. Голдсмит и Эстл Рэй Манн, чей специализацией была электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Объединив ЭЛТ, осциллограф и элементы управления для контроля угла и траектории световых лучей, они смогли создать программу, которая симулировала процесс сбивания цели с помощью ракет. Сами цели не были обусловлены возможностями устройства, но были нарисованные на пленке, которая приклеивалась к дисплею устройства. Аналогичный принцип позже был использован в консоли Magnavox Odyssey.
Оба автора, в 1947 году, подали заявку на патент для своего изобретения CRTAD, патент был получен на следующий год. В основном, из-за высокой стоимости компонентов, CRTAD никогда не была выпущена в качестве коммерческого продукта. Как известно, в данный момент нет действующей модели.
1951 – NIMROD
В 1951 году по случаю проведения "Festival of Britain" был представлен цифровой компьютер Ferranti NIMROD. Это был первый компьютер в истории, разработанный специально для компьютерной игры, тем самым создав новую страницу в истории компьютерных игр. Эта машина с потреблением 6 киловатт и частотой процессора 10кгц понимала, как следует из названия, только игру – NIM. Родом, вероятно, из Китая, NIM- это простая логическая игра для двух игроков, заключающаяся в удалении элементов из нескольких (обычно трех) множеств. В каждый ход, игрок может удалить любое количество элементов (минимум один) из одного набора. Победителем является тот, кто удаляет последний элемент.
Как "графический" вывод, была использована панель с лампочками. NIMROD, таким образом, NIMне является, по мнению многих, настоящей видеоигрой, потому что не использует устройство вывода типа телевизор / монитор и др. Тут мы подходим к проблематике определения видеоигры. Чуть позже NIMROD был с большим успехом выставлен в Берлине.
1952 – OXO
Другим пионером, связанным с историей компьютерных игр, является OXO – "Noughts and Crosses". Дело доходит до компьютерной обработки игры Tic-Tac-Toe (не путать с талантливой и популярной немецкой девичьей группой конца девяностых годов!). Игра была запрограммирована Александром Дугласом в Университете Кембриджа для компьютера EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Calculator).
Управление осуществлялось с помощью наборного устройства из старых телефонов. В качестве графического вывода был использован ЭЛТ-дисплей с разрешением 35 х 16 пикселя. Благодаря этим требованиям, OXO почти полностью соответствует определению видеоигры. С одним исключением – опять-таки, это не была игра, созданная для развлечений, но работа на тему взаимодействия человека и компьютера.
1958 – Tennis for two
Tennis for two - это первая игра, созданная только для развлечения! Наконец-то, история компьютерных игр получила достойный приме. Посетители Брукхейвенской национальной лаборатории могли поиграть в теннис, чтобы скоротать долгое время и немного развлечь себя во время ожидания, что было основной целью создателя, физика Уильяма Хигинботама.
Наблюдение за процессом игры велось сбоку, а не сверху, как у более позднего PONGа. Вертикальная линия в середине, представляет собой сеть, далее на экране осциллографом отображаются светящиеся точки, изображающие мяч, и.. вот и всё. Нет представления игроков. Управление осуществляется с помощью пары простых джойстиков. Хотя игра выглядит очень примитивно, оно имела довольно интересные свойства – например, поведение шара было задано несколькими параметрами, такими, как сила тяжести, скорость ветра, угол и место запуска и др.
С определением видеоигры, Tennis for two, конечно, немного расходится. Основой был не компьютер, но в качестве дисплея был использован осциллограф, а не видео-дисплей или телевизор.
1961 – Spacewar!
В 1961 году в здание массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) должен был прибыть новый компьютер DEC PDP-1. Группа местных айтишников начала думать, как лучше представить возможности устройства для общего обозрения. После того, как они узнали, что в состав компьютера входит и ЭЛТ-дисплей, было принято решение – интерактивная игра. Чуть позже договорились о конкретной форме - моделирование боевых космических кораблей. После 200 часов работы дело было сделано, и история компьютерных игр получила новый этап.
Концепция Spacewar известна до сих пор. Две ракеты пытаются сбить друг друга, однако, им трудно маневрировать в гравитационное поле звезды. Каждый корабль имеет ограниченное количество патронов и топлива. В качестве последней спасательной ниточки для атакованной ракеты, может быть использован прыжок в гиперпространстве, а это означает, что ракета исчезает с экрана, а затем появляется в случайном месте.
Игра мгновенно стала хитом, и вскоре была адаптирована и для других компьютеров, PDP-1 (в основном PDP-10 и PDP-11). Игра также идеально подходит для диагностики оборудования и ЭЛТ-дисплеев.
Хорошо, с историей компьютерных игр закончили, теперь перейдём к классификации жанров и видов компьютерных игр.
Жанры компьютерных игр
Нужно понимать, что классификация жанров компьютерных игр очень не благодарное дело, поскольку различные виды и категории могут заимствовать друг у друга элементы управления, стиль, или другие составляющие. Лучше всего ориентироваться в этом вопросе на самих игроков, которые с лёгкостью могут предоставить собственный список жанров компьютерных игр. В целом, можно выделить следующие основные жанры и виды компьютерных игр:
- текстовые
- симуляторы
- стратегические компьютерные игры
- аркады
- приключения
- ролевые игры
- фэнтези – RPG
- логические
- образовательные
- спортивные
- MMOG и MMORPG (англ. Massively multiplayer online role-playing game)
Хотя многие виды компьютерных игр содержат в себе смешанные жанры, есть и те, которые точно попадают в заданную категорию. Так, текстовые жанры компьютерных игр – как следует из названия, это игры, которые характеризуются относительно небольшим количеством графики. Основаны, главным образом, на текстовом режиме или простых графических элементах. Данная категория уже не представляет особого интереса в тенденциях развития современных технологий, хотя и может иметь узкую группу своих поклонников.
Симуляторы – виды компьютерных игр
Симуляторы – отличаются в основном тем, что отражают реальные события в виртуальном мире, например, симуляторы полетов, симуляторы езды на машине, и т. д. В таких типах компьютерных игр возникают ограничения в плане физики объектов, хотя есть и исключения, например, популярная серия The Sims. Такие виды компьютерных игр, как правило, имеют учебник. Тренажеры - это такой тип компьютерной игры, в которых мы имеем возможность строить города (серия Sim City) или парки развлечений (Rolle Coaster Tycoon).
Наиболее, пожалуй, популярная игра-симуляция - серия упомянутой ранее игры The Sims, в которой есть огромные возможности для маневра. Вкратце, игра заключается в управлении виртуальной жизни Симов (эквивалент людей), которым нужно построить дом, найти работу или заботиться о наличии пищи, психологическом состоянии или приобрести знания, чтобы пробиться на более высокую должность на работе. Игра отлично подойдёт для девочек.
Создание идеальных персонажей, которые в определенном смысле отражают нас самих, позволяет реализовать свои мечты в вымышленном мире. Это способ уйти от неприятностей жизни и получить радость. Кроме того, она учит ответственности за жизнь в том смысле, что, когда „опекун” не будет удовлетворять основные потребности персонажа – он „умрет”. Так и в реальной жизни: если кто-то не заботится о нашем развитие, об удовлетворении своих основных физических, социальных и культурных потребностей, то это приводит к плачевным результатам.
Жанры симуляторы (тренажеры) компьютерных игр часто позволяют тренировать различные виды деятельности, используемые в повседневной жизни,. В них вы можете стать кем угодно, от пилота самолета, водителя формулы-1, до капитана подводной лодки или космического корабля. Симуляторы пытаются добросовестно приблизиться к действительности. К симуляторам относятся и компьютерные игры спортивного жанра. В настоящее время, пожалуй, нет вида спорта, в который мы бы не могли играть на компьютере.
Стратегии – типы компьютерных игр
Ещё одним видом компьютерных игр являются стратегии, которые тесно связаны с логическими играми. Такие игры требуют от игрока перспективного мышления. В такого вида компьютерных играх, выигрыш зависит не столько от случая, сколько от стратегии, знаний, планирования и предвидения последствий своих поступков. Следовательно, игрок должен подумать, чтобы хорошо сыграть данную партию. В эти видах компьютерных игр, соперником человека может быть компьютер или другой игрок. Стратегические игры делятся на:
- классические военные стратегии
- игры в реальном времени
- экономические стратегии
Классические военные стратегии полагаются на управление отрядами вооруженных сил в ситуации военного конфликта, в котором игрок выступает одной из сторон. Сюжет стратегии может основываться на исторических событиях, воспроизводящие ход сражений и вооруженных конфликтов.
Жанры компьютерных игр в реальном времени называются RTS, требуют больше ловкости, чем тактического планирования.
Экономические игры основываются на стратегическом планировании и управлении большой компанией, городом, государством (Roller Coaster Tycoon, Simcity) или центром отдыха с учетом механизмов, регулирующих финансовый рынок, а также людское население. Задачей игрока является достижение максимального экономического эффекта через создание различных целевых инвестиций. Некоторые стратегические виды и типы компьютерных игр включают в себя как экономические элементы, как и военные, следовательно, их трудно квалифицировать к какой-либо категории компьютерных игр.
Если речь идет о компьютерных стратегических видах игра, то можно назвать, например, Starcraft – стратегия в реальном времени, в которой могут участвовать четыре человека. Основной сюжет касается конфликта между тремя галактическими расами. Основной целью игры является устранение всех противников. Примером этого типа игры может быть также League of Legends (сокращенно LoL). Это игра, содержит в себе элементы аркады. В двух словах речь идет о том, что друг напротив друга становятся две команды и задача каждой из них - уничтожить центральное здание базы противника, в игре преобладает разнообразие выбора персонажа – от животных с невероятными способностями и возможностями, вплоть до магов.
Аркадные игры – классификация компьютерных игр
Ещё одним видом жанра компьютерных игр являются аркадные игры (так называемые „перестрелки”). Это игры, в которых нужно проявить свою доблесть и ловкость (нажимать кнопки на клавиатуре компьютера или джойстика). В таких играх важна, в первую очередь, скорость и динамичное действие. Игрок не имеет времени на обдумывание, важна, в первую очередь, скорость работы. Такого типа компьютерные игры, как правило, являются кровавыми и мрачными. Характерно в них то, что играющий берет на себя роль персонажа от первого лица (FPP – с англ. First-person perspective), игрок быстро отождествляет себя с этим персонажем и наблюдает мир, показанный глазами героя. Типичными примерами этого является серия Call of Duty, Medal of Honor или Battlefield.
В ходе игры, в основном, речь идет о том, чтобы попасть в какую-то базу противника, устраняя по пути солдат или пришельцев. Отличительной особенностью компьютерных игр этого типа и вида, является проработанная трехмерная графика, благодаря которой, изображения действий и разрушения создают невероятно реалистичные впечатление.
Существует также много игр, в которой игрок выступает в роли героя, и он должен бороться со сверхъестественными персонажами, например, зомби, монстры. Он должен бороться до последнего вздоха, сделать всё, чтобы выжить и убить как можно большее количество врагов. Одним из более известных видов этих компьютерных жанров игр является Mortal Kombat, который включает в себя элементы „драки”. Цель состоит в том, чтобы кому-то сделать больно. Формально такого рода компьютерные игры запрещены для детей, доступны только с 16 лет, так как они могут формировать фальшивый образ реальности или привести к росту агрессии.
В играх survival-horror содержатся элементы насилия и агрессии, поэтому многие осуждает такого рода игры, так как они не имеют положительного (образовательного) послания. Там только нужно бороться, не иметь снисхождения, игрок должен делать всё, чтобы как можно наиболее жестоко побить противника, убить его. Такого жанра компьютерные виды игр являются угрозой для психического развития молодых людей.
Жанры приключенческих компьютерных игр
Приключенческие компьютерные игры являются видами относительно положительными, так как имеют в себе головоломки, ребусы, трудные ситуации, которые нужно решить. Они напоминают игры-головоломки, но ими не являются.
В жанрах приключенческих игр, пользователь берет на себя рол персонажа с точки зрения FPP (от англ. First-person perspective). Этот тип компьютерной игры характеризуется очень обширной и сложной сюжетной линией. Речь идёт о том, чтобы игрок посещал города, страны, разговаривал с каждым, с кем встречается, приобретал новые сведения в поисках артефактов. Такой жанр компьютерной игры, отличается простой графикой и лишен до минимума аркадных элементов.
Примером является, например, Syberia, Dreamfall, где преобладает поток приключений. Подобные элементы можно найти и в популярной серии компьютерных видов игр Tomb Raider, в которой игрок выступает в роли прекрасной дамы археолога Лары Крофт, осматривая мировые достопримечательности, гробницы, давно забытые объекты или различные ценные предметы. Tomb Raider является компьютерной игрой жанра TPP (от англ. Third-person perspective), то есть, действия происходят с точки зрения третьего лица. Системы TPP и FPP дополняют друг друга в большинстве игр.
Категория компьютерных видов игр - ролевые
Еще один вид представляют собой ролевые компьютерные игры (RPG). Отличительной особенностью игр этого компьютерного жанра является то, что игрок выступает в роли Воина (как правило, рыцаря), Мага (колдуна) или другого вымышленного персонажа, чтобы вместе с командой героев, посетить необычные страны. Такие игры и их виды, содержат мощные образы городов и объектов, представленный мир очень реалистичный и имеет много деталей. Игра предлагает карты городов или долин, в которых можно свободно передвигаться в поисках предметов, встречая и другие типы персонажей. В такого вида компьютерных играх, участник может сам решать, будет ли герой хорошим/плохим или равнодушным, иначе говоря, игрок сам строит сюжет, и каждое его решение влияет на дальнейшую судьбу игры. Очень популярная игра в стиле RPG является серия Ведьмак, Dragon Age или Guild Wars 1 и 2.
Логические и развивающие жанры компьютерных игр
Логические игры заключаются, в основном, в переносе на экран различных, требующих внимания и логического мышления головоломок. Наиболее известные компьютерные игры этого типа являются Шахматы, Angry Birds.
Важными являются игры развивающего жанра, они устроенны так, чтобы развивать и упорядочивать разнообразные ресурсы знаний и навыков, формирующих отношение их участников. Такие игры для детей и подростков очень ценятся, особенно в условиях обучения, так как активизируют пользователей, учат многим полезным навыкам и развивают воображение. Наиболее популярными примерами такого типа игр являются компьютерные математические игры, в которых учат правилам и принципам математики, в доступной и развлекательной форме. Математика представлена здесь в любопытном и развлекательном свете.
Спортивные виды компьютерных игр
Еще один положительный тип игр - это компьютерные спортивные игры. Основной их целью является развитие навыков руководства и спортивной страсти. Правда, многие из них сводится к т. н. „гонкам”, в которых игрок имеет в своем распоряжении определенный транспорт, в основном, автомобильный, и игра заключается в обгоне противников, сокращении маршрутов, получении бонусов и баллов за получение лучшего места на подиуме.
К компьютерным играм этого типа и жанра относится, в основном, серия Need for Speed. Они требуют такой же скорости и рефлексов, как и в случае аркад. К сожалению, даже в такого вида спортивных компьютерных играх можно заметить агрессию и отсутствие чувствительности на боль других.
Очень популярная игра такого вида - это Carmageddon, которая была выпущена в 2000 году. Эта игра заключается в преследовании, но также убийстве прохожих, столкновении с другими транспортными средствами. Короче говоря, за наезд на человека или животного, игрок получает очки.
Компьютерные MMORPG игры
Последний тип компьютерной игры, который можно представить, это игры жанра MMORPG (англ. Massively Multiplayer Online Role Playing Game). Они являются разновидностью многопользовательских сетевых игр. Сетевые игры можно разделить на: MMOG и LAN игры. MMOG (англ. Massively Multiplayer Online Role Playing Game) - это игры, которые дают возможность одновременного участия нескольких человек, связанных между собой с помощью Интернета. Игра по LAN (от англ. Local Area Network) - это игра в локальной сети, возникла из соединения нескольких компьютеров, стоящих в одном здании или соседних зданиях. От одиночной игры отличается, главным образом, тем, что соперником игрока являются другие игроки, а не только герои, созданные компьютером. Сетевые игры требуют применения новейших компьютерных технологий, доступа к интернет-сети, соединяющей локальные сети (LAN) со всего мира, а также дополнительных средств связи. Этот тип игр для детей и подростков создает новые возможности развития и новые формы воздействия на молодых людей.
В заключение следует сказать, что богатое разнообразие видов или типов компьютерных игр может будить среди заинтересованных радость и рост популярности этой формы досуга и образования. Каждый, независимо от возраста или пола, сможет найти тот жанр компьютерной игры, который будет ему наиболее по вкусу.
Нужно подчеркнуть, что наибольшую пользу приносят развивающие игры, симуляторы и некоторые приключенческие игры, так как они развивают определенные способности и помогают в общем развитии, обогащают знания и помогают в формировании конкретных навыков или отношения молодых людей и взрослых. Наиболее критикуемым типов игр являются те, которые вызывают негативные эмоции, они учат жестокости и насилия, много стратегических игр, аркад, фэнтези или некоторые спортивные игры. Они могут вызвать рост агрессии у детей и подростков, а также оказывают негативное влияние на их психику.
Спасибо за внимание. Автор блога Владимир Баталий